Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Нравится ли Вам в нашем детском саду?
Всего ответов: 7

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Консультационный центр


Пятница, 26.04.2024, 21:24
Охрана психологического здоровья детей дошкольного возраста
Кулакова В.Д. -педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 24» г. Воркуты
Основное условие охраны психологического здоровья детей – это охрана и укрепление нервной системы ребёнка через создание спокойной, доброжелательной обстановки в детском саду и дома, удовлетворение эмоциональных потребностей детей, осуществление поддержки, выявление причин эмоциональной дисгармонии каждого ребёнка совместно с психологом, родителями и другими сотрудниками и взрослыми, а также обучение детей приёмам регуляции эмоциональных состояний.
 
Самая главная потребность ребёнка – это потребность в любви, теплоте чувств, то есть положительном эмоциональном контакте.
Чтобы у ребёнка было хорошее самочувствие, правильно протекало физическое, психическое и социальное развитие, он должен чувствовать, что воспитывающие его люди, его любят, радуются его присутствию, принимают его таким, какой он есть, относятся всегда доброжелательно. Ребёнку необходима ситуация успеха, и для этого педагоги и родители должны постоянно поддерживать ребёнка, вселять в него уверенность, вовремя оказывать помощь.
 
Таким образом, одной из важных задач, стоящих перед дошкольным учреждением и семьёй – это охрана нервно-психического здоровья детей.
 
Психопрофилактическая и психокоррекционная работа заключается в умении взрослых найти правильный подход к воспитанию каждого ребенка.
  • При организации деятельности главное учитывать индивидуальные особенности детей, следить, чтобы эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки были адекватными. Ни в коем случае не требовать от детей того, чего они не могут выполнить.
  • При капризах действовать методом отвлечения, переключением в деятельности и методом предложения альтернативных видов деятельности. Обеспечить эмоциональное подкрепление открыто и тайно конфликтующим детям.
  • К открыто конфликтующим детям, проявлять любовь и чувство симпатии, независимо от поведения, исключать ситуации, которые провоцируют ребенка на конфликт, поднимать его статус на фоне других детей (порицание с глазу на глаз, а похвала на фоне коллектива).
  • Замкнутых, тайно конфликтующих детей необходимо ставить в активную жизненную позицию, повышать их самооценку, статус в коллективе, делать его первыми помощниками воспитателя. Развивать у них интерес к товарищам через поручение им важных ролей и особых заданий, поощрять за самые малые достижения.
Система поощрений и наказаний должна быть очень гибкой.
Наказание не должно унижать ребенка. Необходимо избавлять детей от вредных привычек, поддерживать успехи детей, помогать им осознавать свои достижения и все то, что они делают хорошо.
 Родители и педагоги часто идентифицируют поддержку с похвалой. Поддержка основана на том, чтобы помочь ребёнку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и похвалой заключается в том, что ребёнка хвалят за то, что он сделал что-то хорошее, или за какие-то его достижения в определённый период времени. Поддерживать ребёнка можно посредством выражения лица. отдельных слов, высказываний, прикосновений, совместных действий, оказанием дозированной помощи и т. д.
 
  Одной из главных задач охраны психологического здоровья детей является задача научить детей снимать повышенное эмоциональное напряжение, то есть научить их расслабляться. Существует достаточно много способов расслабления:
- с помощью дыхания, массажа и самомассажа,
- различных видов гимнастик: антистрессовой, пластической, эвритмической , медитативной, психогимнастики, гимнастики мозга и др.
Немаловажное значение для снятия напряжения имеет использование арттерапии (музыкотерапии, танцетерапии, изотерапии, смехотерапии и др.), что способствует не только снятию нервно - психического напряжения, но и приносит ребенку эстетические радости, транслирует организму положительную энергетику, которая благоприятно влияет на здоровье, самочувствие и формирование личностных качеств.
  Для снятия психоэмоционального напряжения целесообразно использовать такие музыкальные произведения, как: «Сладкие грёзы» Чайковского, «Грустный вальс» Сибелиуса, «Фантазия – экспромт» Шопена, «Аве – Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена и др., танцевальные: ( «Танец утят», «Лавата», «Если весело живется» «Спонтанный танец», и др.);
- по смехотерапии (обыгрывание потешек, чтение юмористических стихов, проведение минуток смеха, игр в смешные слова и т. д.);
- по изотерапии (различное тематическое рисование, рисование с закрытыми глазами, монотипия, фроттаж, рисование волшебными нитками, пуантилизм (пальцевая живопись), кляксография, графическая музыка и др.)
Для снятия психоэмоционального напряжения можно использовать ароматерапию, целью которой является управление настроением, работоспособностью, снижение уровня утомляемости, успокаивающее действие, снятие стрессовых состояний Для того, чтобы проверить, подходит ли настойка ребенку, достаточно втереть несколько капель в виски и область щитовидной железы. При положительной реакции наступает приятное чувство расслабления мышц.
  Очень эффективным средством расслабления является рекреационная деятельность, которую мы организуем после занятий со значительными умственными нагрузками. Это игры со спортивным инвентарем, водой, песком, глиной, «купание в сухом бассейне», созерцание рыбок в аквариуме, слушание журчания воды, пение птиц, звуков природы и т. д. Обучение дошкольников релаксации я провожу в несколько этапов:
I этап - пропедевтический. На данном этапе учу детей улавливать точную локализацию ощущений (при этом необходимо взять руку ребенка, встряхнуть ее, погладить спинку, определить, где напряжение). На одном занятии разучиваю не более одного упражнения. Обучение осуществляю как индивидуально, так и с подгруппой детей (2-3), при этом широко использую показ и тактильную помощь.
II этап - обучающий. На данном этапе учу детей отличать мышечное напряжение от расслабления мышц, почувствовать разницу между двумя состояниями, без фиксации внимания на дыхании.
III этап - обучаю мышечному расслаблению с фиксацией внимания на дыхании.
 После того, как дети научатся, и будут уметь выполнять отдельные упражнения на расслабление рук, ног, туловища, шеи, лица; из данных упражнений составляю комплекс упражнений и провожу с подгруппой детей (5-6) без использования «формул самовнушения» - это IV этап.
 V этап - введение «формул самовнушения»; обучаю детей навыкам проговаривания их про себя (с 6-ти лет).
 
  При составлении комплексов упражнений для релаксации детей - дошкольников учитываю специфику возрастного детского восприятия. В силу того, что у дошкольников хорошо развито воображение и превалирует наглядно - образное мышление, названия упражнений и их содержание формулирую так, чтобы они носили игровой образный характер.
Опыт обучения детей релаксации показал:
- При выполнении релаксации желательно использовать спокойную музыку. Она поможет детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться. Если одна мелодия постоянно сопровождает один и тот же комплекс, то организм сам настраивается на ее восприятие, и уже после нескольких тренировок расслабление наступает при первых звуках музыки;
- Внимательно следить за самочувствием и состоянием ребенка после релаксации: если ребенок после выполнения упражнений испытывает напряженность, страх, повышенную возбужденность, то надо прекратить занятия с ребенком на некоторое время до выяснения причин.
Причины возникновения такого поведения могут быть разными: неправильно понятые и, следовательно, неправильно выполненные упражнения; неадекватность психики ребенка, которая не позволяет ему заниматься релаксацией в коллективе и др.
Методика проведения психомышечной тренировки:
Вводная часть:
ведущий создает игровую ситуацию, а дети принимают определенную позу, положение. Основной позой является следующая: дети ложатся на спину, руки слегка сгибают в локтях и кладут ладонями вниз вдоль туловища, не касаясь его; ноги вытягивают и немного разводят носками в стороны; закрывают глаза - это поза отдыха. Можно также использовать позу алмаза (встать на колени, затем сесть на пятки так, чтобы ноги от кончиков пальцев до колен касались коврика и на них приходилась вся тяжесть тела. Колени - вместе, голова, шея и туловище образуют прямую линию. Ладони положить на колени), поза - сидя на стуле.
  Далее следует физминутка, во время которой, дети под команду ведущего выполняют упражнения на чередование напряжения и расслабления мышц. Например, ребенок медленно сжимает пальцы в кулак, напрягая мышцы рук и одновременно производя вдох, после чего это напряжение и дыхание задерживает на 2-4 секунды. Затем на фоне медленного выдоха сбрасывает мышечное напряжение, разжав пальцы рук, и прислушивается к ощущению растекающегося от плеч к пальцам расслабления. Упражнения повторяют 3-4 раза. Физминутка состоит из 5-ти упражнений: для рук, ног, туловища, шеи, лица.
  После физминутки ведущий произносит вслух «формулы самовнушения», а дети проговаривают их про себя. Используется 2 вида этих формул: сначала для покоя, отдыха, а затем для активности, бодрости и положительных эмоций. Успокаивающие словесные формулы произносят спокойным голосом, в замедленном темпе, активизирующие - слегка повышенным голосом, в более быстром темпе. После каждой фразы ведущий должен делать паузу, давая детям возможность повторить сказанное, выполнить необходимые действия. В ситуациях сильного волнения, возбуждения, утомления возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно детям трудно избавиться от этого, они начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц, что способствует возникновению заболеваний (неврозы, гипертония, заболевания сердца и т. д.).
  Расслабление – это забота о себе самом, это помощь самому себе, это создание условий для нормальной работы всего организма, так как в процессе расслабления происходит перераспределение энергии, что приводит тело к равновесию и гармонии. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, снимает напряжение со всех органов, восстанавливает силы и здоровье детей. Самыми распространенными, известными и популярными методами релаксации являются прогрессивная релаксация Джекобсона, аутогенная тренировка Шульца, методики Г. Стоукса и Д. Уайтсайда , А. Лоуэна и др. В работе с детьми с особыми образовательными потребностями мы не применяем их в чистом виде, а модифицируем и изменяем т.к. они трудны для выполнения детьми. Некоторые комплексы разрабатываем самостоятельно.
 
Примерный комплекс кинезиологических упражнений, составленный специалистами Детского сада
1. И.п. руки сцеплены в замок, вытянуты перед грудью. Поочередно выпрямлять пальцы, начиная от больших пальцев обеих рук и заканчивая мизинцами. И наоборот.
2. И.п. руки на столе (правая рука на левой сверху – «поза первоклассника») Поднять правую руку вверх, поставить на локоть, аналогично левую, положить правую руку на стол, левую - на правую, продолжать упражнение аналогично меняя руки, постепенно ускоряя темп.
3. И.п. ладони рук прижаты к поверхности стола. Перекрестно и быстро менять положение рук, плотно прижимая их к столу.
4. И.п. Руки с игрушкой вытянуты вперед. Двигать в стороны руки с игрушкой, следя за ней глазами, не двигая головой.
5. Надувать поочередно щеки: сначала правую, потом левую, одновременно отводя глаза в сторону надутой щеки.
6.Аналогичное надувание щек, глаза отводятся в противоположную сторону от надутой щеки. Самое главное в работе с эмоционально неблагополучными детьми – это уметь создавать такие условия, чтобы он уходил от нас спокойным, с эмоциональным положительным резервуаром.
Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024