Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [1]

Мини-чат

Наш опрос
Информацию какого содержания Вы хотели бы видеть на нашем сайте?
Всего ответов: 6

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Консультационный центр


Пятница, 19.04.2024, 19:41

Методические рекомендации по взаимодействию семьи и ДОУ в предшкольный период. Кулакова Виктория Дмитриевна – педагог-психолог
14.07.2014, 10:03

Методические рекомендации по взаимодействию семьи и ДОУ в предшкольный период.
Кулакова Виктория Дмитриевна – педагог-психолог МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида» № 24 г. Воркуты, РК


Данные методические рекомендации посвящены одному из сложных аспектов деятельности дошкольного учреждения – психолого-педагогическому сопровождению семьи в период подготовки ребёнка к обучению в школе.
Готовность детей с особыми образовательными потребностями к школьному обучению можно рассматривать как одно из важных и необходимых условий дальнейшего успешного развития личности, социальной реабилитации и максимальной адаптации в социуме. Оказание квалифицированной помощи детям с ограниченными возможностями по подготовке к школьному обучению невозможна без сотрудничества с их родителями.
Актуальность участия родителей в предшкольной подготовке ребёнка заключается в следующем:
повышение уровня психолого-педагогической осведомлённости родителей по вопросам предшкольного образования;
организация родителями образовательной деятельности с ребёнком в домашних условиях в соответствии с рекомендациями специалистов;
оказание помощи ребёнку в период школьной адаптации: поддерживать его душевные и эмоциональные силы, выступать источником безопасности, надёжности, быть эмоциональным тылом, обеспечивать безусловное принятие.
Цель:
Обеспечить сотрудничество семьи и ДОУ в реализации задач предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Задачи:
Повышение психолого-педагогической культуры родителей Формирование у родителей адекватной самооценки развития своего ребёнка и компетентности по оказанию помощи посредством использования технологий личностно-ориентированного взаимодействия;
Привлечение родителей к реализации задач предшкольного образования детей с особыми образовательными потребностями старшего дошкольного возраста.
Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания
Работа с родителями строится с учетом изучения семей, и их запросов. Можно использовать следующие формы взаимодействия с родителями:
информационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные и др.

На первом этапе для повышения ответственности семьи и формирования ответственного отношения к воспитанию детей родители должны изучить нормативно- правовую базу, научно-методических материалы по проблеме предшкольной подготовки детей с особыми образовательными потребностями.

На основе изучения семей можно определить следующие направления работы с родителями:
оказания адресной помощи семьям (домашнее визитирование, диагностика и самодиагностика родителей, составление семейно-центрированных программ помощи, в том числе, по гармонизации детско-родительских отношений с использованием интерактивных форм общения и др.),
разработка программы «Семейного клуба»;
разработка технологий по работе с родителями и др.
Итогом первого этапа работы с родителями стало появление у родителей смысла в их психолого-педагогическом просвещении и чётко оформившиеся образовательные запросы (как я смогу помочь своему ребёнку в предшкольный период), представления о путях и способах их удовлетворения.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей самый важный этап, он реализовывается посредством проведения теоретических и практических семинаров, тренингов, консультаций по запросам, индивидуальных бесед, дней открытых дверей, родительских собраний, деловых игр, наглядной агитации и др. с использованием интерактивных форм общения и др.
Особое внимание надо уделять организации разъяснительной работы с родителями.
Одним из главных мотивационных аспектов для родителей должно стать их приглашение на занятия с детьми.
Наблюдая занятия, они убеждаются в сильных и слабых сторонах готовности их ребенка к школьному обучению, активнее включаются в оказание помощи детям в домашних условиях.
Получая психолого – педагогические знания от педагогов и инструкции, как следует заниматься с ребенком дома, не нарушая его права, родители понимают, что заниматься с ребенком надо недолго, задания должны быть интересными, привлекательными, игровыми; должны не повторять пройденный в детском саду материал, а дополнять его. Увидеть своего ребенка в условиях открытости учреждения, родители имеют возможность, посетив группу и понаблюдав, чем занят ребенок в группе.
Родители наблюдают приемы воздействия на ребенка, отличные от домашних, что способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.
«Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.
Родителей можно привлекать к участию в создании условий для обучения, воспитания и коррекции детей (изготовление пособий, различного оборудования и построек на участке и др.), совместной трудовой, познавательной, досуговой деятельности, участие в организации выставок детского творчества. Необходимо организовывать для родителей передвижные игротеку, библиотеку и видеотеку. Тематика консультаций, семинаров, тренингов, собраний, клубов и др. планируется с учетом потребностей родителей и социально – психологических особенностей семей. Один раз в неделю необходимо организовывать «родительский час» с целью информирования о ходе коррекционно – образовательной работы с детьми, объяснения домашних заданий и показа приемов работы с детьми. Самых активных родителей отмечать благодарственными письмами и почетными грамотами. Особое внимание в работе с родителями необходимо уделять вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. В данном направлении в начале учебного года изучается уровень компетентности родителей в вопросах оздоровления детей, проводится индивидуальное консультирование родителей по запросам, организуются практические занятия, тренинги обучения родителей специальным упражнениям по кинезиологии, отдельным видам гимнастик, дыхательным упражнениям, нетрадиционным методам закаливания (игры со снегом и льдом и др.). Организуются встречи за круглым столом с врачами и специалистами с целью просвещения родителей в области закономерностей развития детей и профилактике заболеваний. Проводятся Дни открытых дверей с просмотром оздоровительных мероприятий, обобщается семейный опыт оздоровления детей, разрабатываются методические рекомендации, памятки, буклеты для родителей по этой теме и т. д. Сохранение и укрепление здоровья детей – один из важных критериев подготовки детей к школьному обучению. Результат второго этапа работы с родителями – рост их психолого-педагогической компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей с особыми образовательными потребностями.

Третий этап направлен на развитие у родителей способности к самоанализу на основе оценки результатов подготовки детей к обучению в школе и собственного психолого-педагогического роста. На этом этапе родителям демонстрируют достижения ребёнка, диагностические материалы для анализа и самоанализа. Они определяют, изменились ли взгляды на проблемы предшкольной подготовки детей, какие знания, умения и навыки они приобрели. Основное достижение этого этапа – развитие субъективной позиции родителей к периоду предшкольной подготовки детей с особыми образовательными потребностями, её активная деятельностная реализация и возникновение новых образовательных запросов. Углубленная работа с родителями способствует гармонизации детско – родительских отношений, помогает детям получить более крепкие знания и умения, убедиться в поддержке родителей в случае возникновения трудностей в школе и уверенно войти в школьную жизнь.




 

Категория: Мои файлы | Добавил: Ignatova
Просмотров: 914 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024